- АДРИАН (ДЕМИДОВИЧ) АЛАБОВСКИЙ, о. Михаил Петрович
- (9.01.1874– 8[21].12.1937), сщмч., прот., общественный деятель, председатель Киевского губернского отдела Союза Русского Народа (СРН), член Совета Монархических Съездов. Родился в с. Саюкино Тамбовского у. в многодетной и бедной семье псаломщика (Впоследствии диакона) Петра Васильевича. Окончил Тамбовское ДУ (1887), Тамбовскую ДС (1893) и Киевскую ДА (1897) кандидатом богословия (кандидатское сочинение «Благотворно преобразующее воздействие христианской религии на людей как факт, доказывающий Божественное ее происхождение»). Семинарию и академию закончил за счет средств Попечительства о бедных воспитанниках. Молодой воспитанник академии стал членом основанного в 1893 Киевского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, переименованного затем в Киевское религиозно-просветительское общество (КРПО). Впоследствии он был избран членом Совета КРПО, вобравшего в свои ряды весь цвет киевского духовенства. По окончании академии 1 янв. 1898 назначен на должность учителя одноклассной Александро-Николаевской школы при новоустроенной Макариевской Юрковецкой церкви, которая к тому времени еще не составляла отдельного прихода. 28 марта 1899 рукоположен во иерея и назначен настоятелем Макариевской Юрковецкой церкви, где прослужил до 1907. По его инициативе было учреждено Свято-Макариевское приходское братство, с целью содействия утверждению в приходе православной христианской веры и истинно христианской жизни и заботы о бедных и нуждающихся в материальной помощи прихожанах. О. Михаил расширил церковно-приходскую школу, законоучителем и заведующим которой он был, организовал проведение народных чтений по русской истории на основании книги видного московского историка-монархиста В. В. Назаревского «Русская история 862–1676 гг. Общедоступные чтения». Местность, которая считалась в моральном и материальном плане отсталой, стала преображаться. Во время смуты 1905–1907 принял активное участие в монархическом движении. Был членом Русского Собрания (РС), куда его приняли по личному предложению председателя Совета РС кн. Д.П. Голицына. В 1906 состоял в списках выборщиков в Городскую думу (по Лукьяновской части города) от Киевской Русской Монархической Партии, с 1907 состоял также членом Комитета внепартийных русских избирателей. Принимал участие в работе 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской).
Перед закрытием Съезда по просьбе киевских женщин обратился к делегатам с краткой речью и благословил их поднесенными депутацией женщин нательными образками св. Архистратига Михаила на ленточках национальных цветов. Во время революции Свято-Макариевское братство вынуждено было заниматься общественнополитической деятельностью. 27 дек. 1905, обеспокоенное беспорядками, оно отправило свое первое обращение к Императору Николаю II, в котором отмечалось: «Кликни клич, Великий Государь, и мы вместе с миллионами русского народа пожертвуем всем на благо нашей родины и Тебя, Дорогой Отец Наш. Умоляем Тебя, Великий Государь, употреби всю силу Твоей самодержавной власти для подавления крамолы и успокоения смуты прежде, чем создавать Государственную думу, которую мы понимаем как только советницу в Твоем трудном Царском деле. Созыв думы теперь — гибель для России, ибо люди благонамеренные побоятся подать свободно свой голос, и Дума может оказаться в руках врагов Отечества». В февр. 1905 пришел ответ Государя со словами: «Искренне всех благодарю». 31 мая 1907 на годичном собрании братства с речью «Православные Братства и революция» выступил проф. П. В. Никольский. 12 февр. 1907 депутация братства во главе с о. Михаилом приветствовала еп. Чигиринского Платона (Рождественского), первого архиерея — депутата Гос. Думы и почетного члена Братства. Депутация обратилась к владыке с ходатайством об оказании содействия выполнению постановления братства по вопросам общегосударственного характера. Братство предлагало внести на рассмотрение Гос. Думы и Гос. Совета два вопроса: об изменении «существующего способа обеспечения духовенства посредством даяний за требоисполнение», который «в значительной мере препятствует нравственному единению пастыря с пасомыми» с заменой его назначением духовенству соответствующего содержания из казны; а также, «считая вообще, что православное начальное образование недостижимо иначе, как при наиболее полном влиянии и руководстве Церкви — братство признает необходимым, чтобы все школы (начальные) в Империи находились в ближайшем ведении приходов». Эта инициатива исходила из принципиальной установки председателя братства, любимой идеей которого было изменение роли прихода: «У нас нет серьезного общественного мнения не только по церковным, но и по другим разнообразным вопросам государственной жизни.
Почин в деле выяснения и формулировки церковно-общественного сознания должен быть взят церковно-приходскими учреждениями, как ближе всего стоящими к делу. Мы переживаем время, исключительное по своей важности. Если мы, пастыри, не возьмемся за дело организации народной массы, объединив ее в приходах, то придут иные деятели, с иным знаменем, и увлекут ее в противоположную сторону. Если бы со всех концов России раздавался дружный голос православных приходов, какую внушительную картину представил бы этот подлинный голос народа и какой противовес нашли бы в нем обычные теперь злоупотребления голосом народа». Инициатива о. Михаила нашла отклик в среде киевского духовенства, в нояб. 1907 состоялось собрание пастырей Киева, которое поручило комиссии из прот. Г. Я. Прозорова, священников И. Троицкого и Алабовского составить доклад «о необходимости в настоящее время оживления пастырской благотворительности и об организации благотворительности под покровом Святой Церкви». О. Михаил использовал любой повод для доказательства необходимости реформы, которая бы поставила в центр церковной жизни православный приход (эту идею отстаивали и многие другие монархисты-черносотенцы). Так, в связи с проходившим в марте 1910 Всероссийским съездом по общественному призрению и частной благотворительности, он написал статью, посвященную «первоначальной единице организации общественного призрения» — приходу. Он доказывал, что именно «приход является самой желательной первоначальной единицей общественного призрения, прежде всего с точки зрения самой идеи христианской благотворительности». И практическое осуществление идеи христианской благотворительности возможно только в приходе, где «наиболее обеспечена возможность отличать настоящую бедноту от поддельной и таким образом успешно вести борьбу с таким укоренившимся злом, как профессиональное нищенство».
Во главе дела «должен стоять приходской совет, приходское братство или попечительство, с непременным участием по делам благотворительности представителей земств, городов, администрации». Предвидя возможные возражения, что «при сосредоточии благотворительности в руках прихода игнорируются интересы иноверных бедняков, а потому нужно взять единицу — не вероисповедательную, а государственную», о. Михаил резонно замечал, что «Церковь никогда не отличалась нетерпимостью к иным верам и всегда была чутка к истинной нужде, хотя бы иноплеменника». И чтобы успокоить сомневавшихся, предлагал «в интересах справедливости, в приходах со смешанным в вероисповедательном отношении населением нужно предоставить право участия в приходском совете и представителям инославных вероисповеданий». 1 сент. 1907 иерей Алабовский был определен законоучителем Фундуклеевской женской гимназии, а чуть позже — настоятелем домовой церкви гимназии в честь Св. Марии Магдалины. Наибольшую известность на общественном поприще он получил как член Киевского губернского отдела СРН (КГО СРН), где вскоре стал товарищем председателя отдела, а к 1915 сменил проф. П. В. Никольского на посту председателя. Он пользовался большим авторитетом среди киевских монархистов. Об этом свидетельствует тот факт, что именно он выступал с речью от имени отдела СРН в 1909 на торжественном собрании членов киевских патриотических организаций, посвященном памяти почившего молитвенника Русской земли о. Иоанна Кронштадтского. В том же году он принял участие в работе Западно-Русского Съезда, во второй день работы которого (5 окт. 1909) выступил с речью против правительственного законопроекта об учреждении земства в западных губерниях, назвав его несоответствующим интересам русской государственности, отметив, что «принципиально ни поляки, ни инородцы не должны быть допускаемы в земство. Хотя такое требование может быть признано нетактичным и неприемлемым, но нам ни в коем случае нельзя считаться с “тактикой”. В дело государственное поляков и инородцев пускать нельзя. Пусть они себе занимаются вопросами чисто экономическими. Мы должны высказаться решительно, что представительство в будущем земстве должно быть только русским». Ко дню рождения Государя 6 мая 1911 за активную просветительскую деятельность священник Алабовский был награжден наперсным крестом, а в 1915 возведен в сан протоиерея.
С началом Первой мировой войны все помыслы и действия монархистов были подчинены обеспечению нужд воюющей армии. 5.09.1916 КГО СРН принял участие в создании приюта сирот воинов. В окт. 1915 в условиях активизации противников Самодержавия прот. Алабовский предпринимал усилия к объединению всех монархических организаций Киева и правых киевлян с целью подать голос в противовес выступлению левых. Он был участником Петроградского совещания (Совещание монархистов 21–23 нояб. 1915 в Петрограде), на котором выступал в прениях по вопросу о беженцах. На Совещании он был избран членом руководящего органа Черной Сотни Совета Монархических Съездов. 17 июня 1915 в Киеве состоялась закладка Николаевского артиллерийского училища, место законоучителя и настоятеля домовой Александро-Невской церкви в котором было предложено прот. Алабовскому. 30 окт. 1916 Училище посетил Государь, которого о.Михаил приветствовал верноподданнической речью. Революция 1917 превратила место служения о. Михаила воистину в «боевой пост». В том числе и благодаря ему удалось на некоторое время сохранить дисциплину в училище, за что он был отмечен благословением Св. Синода от 29 июня 1917. Домовая Александринская церковь училища была преобразована им в приходскую, благодаря чему она просуществовала до конца 1920. В период гонений еще некоторое время он служил в Киеве, будучи до 22 дек. 1935 настоятелем Крестовоздвиженской церкви Александровской слободки на Чоколовке. Поддерживал тесную связь с архиеп. Димитрием (кн. Абашидзе) (в схиме Антоний) и сщмч., еп. Иоасафом (кн. Жеваховым). С 1936 о. Михаил служил в Троицком храме дачного поселка Ирпень, но в окт. 1937 был арестован сотрудниками НКВД. Протоколы допроса свидетелей, видимо заранее написанные следователем, парадоксальны по своему содержанию: «...Под видом молитвы Алабовский собирает крестьян, ведет активную контрреволюционную работу по выборам в советы Алабовский неоднократно оскорбительно выражался по адресу партии и советской власти: «Когда-то жил я прекрасно, имел большие доходы, а теперь свободно молиться не дают, издеваются над нами»; ...известно, что Алабовский М. П. занимался активной агитацией против закрытия церкви поселка Буча, выражаясь и угрожая колхозникам, что вы теперь подписываетесь, чтобы закрыть церковь, но скоро уже, Бог даст, мы вас всех за церковь расстреляем и будем издеваться над вами как вы издевались над нами...» и т. д. На очной ставке и на допросе от 19 окт. 1937 о. Алабовский ни одно обвинение не признал. Но этого от него и не требовалось — приговор был известен заранее. Обвинительное заключение чудовищно и одновременно глупо по своему содержанию: «Алабовский М. П. является попом, который под видом отправления религиозных обрядов занимается контрреволюционной работой. Будучи связан с контрреволюционным элементом поселка, Алабовский систематически ведет агитацию против колхозов, заявляет: “Советская власть это еврейская власть, а колхозы — это ярмо для крестьян и дураки те, которые работают в них, а евреи все поедают, а вы не получаете за ваш труд ничего”. Когда проходила подписка трудящихся о закрытии церкви, Алабовский предпринимал контрреволюционные меры и открыто заявлял: “Кто будет подписываться о закрытии церкви, то тот будет расстрелян новой властью, которая придет на смену Советской власти”.
В последнее время в связи с выборами в Верховный Совет Алабовский М. П. вместе с контрреволюционным кулацким элементом принимал меры к выдвижению контрреволюционеров в Верховный Совет из числа антисоветских лиц. Наряду с этим он неоднократно в оскорбительной форме выражался против руководителей партии и Советского Правительства...» В 1981 прот. М. Алабовский был канонизирован РПЦЗ в сонме Новомучеников Российских. В своей книге «Православный русский деятель священник Константин Петрович Терлецкий» о. Михаил писал: «В настоящее время очень часто раздаются жалобы на принижение высших идеалов в общественном сознании и на оскудение лиц, воодушевленных идеей созидания в православно-русском направлении. Нельзя не признать справедливость таких жалоб, но в то же время несправедливо преувеличивать их, оставляя без внимания светлые положительные стороны жизни и воодушевленных деятелей, которых много еще на Святой Руси и которые скромно, без шума ведут великую созидательную работу. Русское общество должно знать православно-русских деятелей, особенно в настоящее время, когда оно соблазняется торжеством врагов России, шумно объявляющих о падении православно-русской жизни. Плодотворная работа этих деятелей должна опровергнуть клевету на православную Русь, возводимую на нее врагами ее, и дать высокий образец неустанной работы на пользу православно-русского государства». Писал он о своем учителе, но слова эти характеризуют наилучшим образом и мотивы его жизни.
Соч.: Розга и другие телесные наказания в истории школьной дисциплины // Нива. 1895. Окт.; Православный русский деятель. Настоятель Киево-Лукьяновской св. Феодора церкви священник Константин Петрович Терлецкий (ум. 11 апреля 1905). Киев, 1906. (совместно с проф. П. В. Никольским); Кого в настоящее время необходимо привлечь к делу миссии? Доклад 4-му Всероссийскому миссионерскому съезду в Киеве. // Мирный труд. 1908. Кн. 11; Харьков, 1908; Никита Петрович Гиляров-Платонов (к 25-летнему юбилею существования возрожденной церковно-приходской школы) // Западно-русская школа. Киев. 1909; Церковно-приходская школа и всеобщее обучение. Киев, 1909; Великий пастырь русского народа (Блаженной памяти о. Иоанна Кронштадтского). Киев, 1909; Что губит нашу жизнь вернее холеры? Киев, 1910; Юбилейный сборник Киевской Фундуклеевской гимназии (по случаю ее столетия). Киев, 1910; Участие офицеров в религиозно-нравственном воспитании солдата. Сообщение в Киевском дворянском собрании 15 марта 1910 г. Харьков, 1911; Значение Православной Церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. Киев, 1912; «Не нам, не нам, а имени Твоему» (К 100-летию Отечественной войны). Киев, 1913; Промысел Божий в истории России под скипетром Дома Романовых // Киевские епархиальные ведомости. 1913. № 9; Изъяснение избранных мест из Св. Евангелия с предварительными сведениями о Библии (для 7 и 8-х классов средних учебных заведений). Киев, 1914; Из истории Церкви. Киев, 1914 и др.
Лит.: Кальченко Т. В. «Земли Тамбовския похвало» Священномученик протоиерей Михаил Петрович Алабовский (1874–1937) // Воинство святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века / сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Киевлянин. 1906. 27 янв.; Киевские епархиальные ведомости. 1907. № 11; 1910. № 14; 1916. № 38; Сборник Клуба Русских Националистов. Киев, 1911. Вып. 3; Совещание монархистов 21–23 ноября 1915 г. в Петрограде. М., 1915; Соколовський О. К. Церква Христова. 1920–1940. Переслідування християн в СРСР. Киев, 1999. Арх.: ИР НБУ. Ф. 232. Д. 535; ЦГАООУ. Ф. 263, Оп. 1. Д. 59163.
Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917. — М.: Институт русской цивилизации. Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. Отв. ред. О. А. Платонов. 2008.